Hakuchi


Hakuchi
 Идиот
   1951 - Япония (165 мин)
     Произв. Shochiku (Содзиро Мотоки, Такаси Койдэ)
     Реж. АКИРА КУРОСАВА
     Сцен. Акира Куросава и Эйдзиро Хисаита по одноименному роману Ф.М. Достоевского
     Опер. Тосио Убуката
     Муз. Фумио Хаясака
     В ролях Масаюки Мори (Киндзи Камэда / Мышкин), Тосиро Мифунэ (Дэнкити Акама / Рогожин), Сэцуко Хара (Таэко Насу / Настасья), Такаси Симура (Оно / Епанчин), Тико Хигасияма (его жена Сатоко), Тиёко Фумитани (его дочь Норико), Есико Куга (Аяко / его вторая дочь Аглая), Минору Тияки (Муцуо Каяма), Эйдзиро Янаги (Тохата).
   I - ЛЮБОВЬ И СТРАДАНИЯ (93 мин). Камэда возвращается с войны, чудом избежав смертной казни на Окинаве. Пережитое только усилило в нем врожденную доброту ко всему живущему на Земле, а кроме того - нервозность и склонность к эпилепсии. Он приезжает в Саппоро, поселяется у своего родственника Оно и вскоре оказывается замешан в интриги Таэко - содержанки, от которой любой ценой хочет избавиться ее любовник и покровитель богач Тохата. Богач готов даже заплатить 600 000 иен тому, кто женится на ней. Каяма, жених Аяко, дочери Оно, хочет теперь жениться на Таэко, польстившись на прибыль, которую рассчитывает получить от брака. Но молодой и богатый Акама, безответно влюбленный в Таэко, предлагает Каяме миллион йен, чтобы тот отказался от своих планов. Справляя день рождения в доме у Тохаты, Таэко объявляет, что сама уйдет от покровителя, избавив его от лишних расходов. Она бросает в огонь миллион иен, принесенные Акатой, и требует, чтобы Каяма вытащил их из огня. Невероятным усилием воли Каяма пытается побороть свою алчность, не трогается с места и, в конце концов, падает в обморок. В тот же вечер Камэда, находясь под сильным впечатлением от Таэко, заявляет, что она чиста. Гости над ним смеются, сама Таэко гневается, однако вскоре гнев перерастает в отчаянную благодарность: Таэко понимает, что Камэда говорил искренне. Тогда Оно публично раскаивается в том, что был несправедлив к Камэде и самым недостойным образом лишил Камэду имущества после смерти его отца. Это имущество значительно, и Камэда, не понимая, что происходит, неожиданно становится богат. Он гуляет по заснеженному городу: его преследуют видения и слуховые галлюцинации. Он думает, не пытался ли Акама убить его, толкнув под проезжающую машину. Он засматривается на витрину с ножами. Камэда и Акама клянутся друг другу в дружбе и обмениваются амулетами. Несмотря на свою дикость, Акама поневоле поддается удивительному обаянию Камэды. Но все равно в один прекрасный день он следует за Камэдой с ножом в руках, истерзанный ревностью к Таэко. На глазах у Акамы Камэда бьется в приступе эпилепсии, и Акама убегает.
   II - ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ (72 мин). Акама пытается добиться прощения у Камэды. Аяко, младшая дочь Оно, влюблена в Камэду, но привыкла говорить не то, что думает, а ровно наоборот, и потому утверждает, будто любит Каяму, а Камэду презирает. На ужине у Оно Камэда дарит Аяко красные гвоздики, не догадываясь, что эти цветы - символический знак любви. Он официально просит ее руки и прощается с Таэко и Акамой, которые собираются уехать из города вдвоем. После его прощания Аяко, Таэко, Камэда и Акама в последний раз собираются вместе. На этой встрече Аяко показывает себя злой и жадной мещанкой: такова ее истинная природа. Глядя на жестокость Аяко, Таэко набирается смелости и сама делает Камэде предложение. Аяко уходит. Камэда идет вслед за ней, а Таэко падает в обморок, поскольку думает, что Камэда бежит отнес. Через некоторое время Акама показывает Камэде труп Таэко, которую Акама зарезал собственноручно. Вдвоем они не спят над телом. Акама сошел с ума, и Камэда, разделяющий горе каждого человека, постепенно погружается в безумие вместе с ним. Они ложатся бок о бок в снег. После похорон Камэды Аяка сокрушается о своем поведении и говорит, что в этой трагедии именно она, Аяка, оказалась подлинной идиоткой.
    1-я и наиболее оригинальная из 3 картин Куросавы, в которых режиссер обращается к классике мировой литературы. (В 1957 г. он выпустит свою версию «Макбета» под названием Паучий замок, Kumonosu jo, затем экранизирует «На дне» A.M. Горького, Donzoko, 1957.) Здесь он стремится предложить зрителю отстраненную, но волнующую трактовку романа Достоевского, и переносит его действие в Японию наших дней. Идиот - фильм крайне медлительный, с нарочито статичной и замкнутой режиссурой (которая, однако, демонстрирует огромное мастерство в групповых сценах), насыщенный крупными планами: все эти 3 черты - редчайшее явление для стиля Куросавы. Таким образом Куросава пытается завязать длинный диалог теней (в котором уже невозможно отличить реальность от воображения), описать тайное сборище призраков, чьи страдания и скитания универсальны для всего человечества и помогают нам глубже проникнуть во внутренний мир Камэды / Мышкина. Мир и человечество описаны такими, какими их видит Камэда через призму своей уязвимости, своих трансов, галлюцинаций, своей бескорыстности, несказанной доброты, проницательности ясновидца. Куросава выбирает именно такой способ выразить верность и уважение гению Достоевского, о котором он говорил: «В нем есть нечто большее, чем человечность; лучшее, чем человечность. Он кажется ужасно субъективным, но стоит только закрыть прочитанную книгу, как вы понимаете, что никогда еще ни один писатель не был так объективен, как он» (цит. по Donald Richie, The Films of Akira Kurosawa, Univeshy of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1970). Весьма впечатляющая актерская работа Масаюки Мори, который позднее сыграет гончара в Повести печальной луны после дождя, Ugetsu monogatari и несчастного императора в Ёкихи Мидзогути, Yokihi, 1955.
   N.В. Фильм должен был выйти в 2 сериях, каждая продолжительностью 2 часа, однако фирма-продюсер «Shochiku» отказалась от данного Куросаве обещания и сократила картину с изначально предусмотренных 245 до 165 мин. Другие экранизации Достоевского сняты Петром Чардыниным (Россия, 1910), Лупу-Пиком (Der Dummkopf, Германия, 1919,), Жоржем Лампеном (Франция, 1945), Иваном Пырьевым (СССР, 1947).
   БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в т. VI «Полного собрания сочинений Акиры Куросавы» (Complete Works of Akira Kurosawa) - в этот том также включен сценарий Жить,Ikiru на яп. и англ.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Смотреть что такое "Hakuchi" в других словарях:

  • Hakuchi — can refer to: * Hakuchi Adyghe, a minority dialect of Adyghe spoken in Turkey. * Hakuchi, a tribe of the Adyghe people. * The Idiot (1951 film) ( Hakuchi ), a film directed by Akira Kurosawa. * Hakuchi (1999 film), a film starring Tadanobu Asano …   Wikipedia

  • Hakuchi —    Voir L Idiot …   Dictionnaire mondial des Films

  • Hakuchi Adyghe — (ХьакIуцубзэ) is a subdialect of the Shapsugh dialect of Adyghe spoken in Turkey.The dialect is phonologically peculiar when compared to the other Adyghe dialects. Its lexicon and consonantal system are substantially affected by the Ubykh… …   Wikipedia

  • Hakuchi (era) — La era Hakuchi (白雉, Hakuchi?) fue una era japonesa (年号,, nengō …   Wikipedia Español

  • Hakuchi (era) — Titsingh, Isaac. (1834). Annales des empereurs, p. 49.] Change of era*; 650: The Hakuchi era began in the sixth year of the Taika era.Brown, Delmer et al . (1979). Gukanshō, p. 267.] The daimyo of Nagato province brought a white pheasant to the… …   Wikipedia

  • Ere Hakuchi — Ère Hakuchi L ère Hakuchi (en japonais: 白雉) est une des ères du Japon (年号, nengō, littéralement « le nom de l année ») suivant l ère Taika et précédant l ère Saimei s étendant de 650 à 655. L empereur et l impératrice régnants étaient… …   Wikipédia en Français

  • Ère Hakuchi — L ère Hakuchi (en japonais: 白雉) est une des ères du Japon (年号, nengō, littéralement « le nom de l année ») suivant l ère Taika et précédant le règne de l impératrice Seimei s étendant de 650 à 655. L empereur et l impératrice régnants… …   Wikipédia en Français

  • L'Idiot — Hakuchi    Drame psychologique d Akira Kurosawa, avec Masayuki Mori (Kaedo Tassou), Toshiro Mifune (Kameda), Setsuko Hara (Akema), Takashi Shimura (Ayako Ono), Yoshiko Kuga (Kayama).   Scénario: Eijiro Hisaita, Akira Kurosawa, d après le roman de …   Dictionnaire mondial des Films

  • Kōtoku — L empereur Kōtoku (孝徳天皇, Kōtoku Tennō, 597 24 novembre 654) était le trente sixième empereur du Japon, selon l ordre traditionnel de la succession. Il a régné du 12 juillet 645 à sa mort. Sommaire 1 Généalogie 1.1 Impératrice et consorts …   Wikipédia en Français

  • Empereur Kotoku — Kōtoku L empereur Kōtoku (孝徳天皇, Kōtoku Tennō, 597 24 novembre 654) était le trente sixième empereur du Japon, selon l ordre traditionnel de la succession. Il a régné du 12 juillet 645 à sa mort. Sommaire 1 Généalogie 1.1 Impératrice et consorts …   Wikipédia en Français

  • Empereur Kôtoku — Kōtoku L empereur Kōtoku (孝徳天皇, Kōtoku Tennō, 597 24 novembre 654) était le trente sixième empereur du Japon, selon l ordre traditionnel de la succession. Il a régné du 12 juillet 645 à sa mort. Sommaire 1 Généalogie 1.1 Impératrice et consorts …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.